3. РЕАЛЬНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ, ПОДКРЕПЛЁННЫЕ РАЗУМНЫМ БЮДЖЕТОМ

3. РЕАЛЬНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ, ПОДКРЕПЛЁННЫЕ РАЗУМНЫМ БЮДЖЕТОМ

ПОЛНОМОЧИЯ

Полномочия у муниципальных депутатов бывают формальные и реальные.

Формальных полномочий мало: контроль за капремонтом, согласование проектов благоустройства (да и то не всегда), шлагбаумы, праздники и прочая мелочёвка.
Ещё раз в год у депутатов есть право заслушать доклад Главы Управы, руководителя ОВД, директора ГБУ Жилищник и тому подобное (но мероприятие это весьма сомнительное – как будто они ежедневно не общаются?).

А ещё есть полномочия реальные и вот тут интереснее.
В нашем, Западном округе, депутатам на утверждение присылают проекты организации дорожного движения. Зоны платных парковок в ЗАО – также прерогатива совета депутатов. Формально полномочий для этого нет, а по факту это есть и работает.

Самое мощное: депутаты могут писать официальные письма (и часто есть разница – пишет обычный житель или депутат, за подписью которого стоят сотни и тысячи жителей; отвечают на эти письма тоже по-разному: если жителю ответ подписывает обычно условный начальник управления / зам руководителя, то депутату – обычно руководитель, то есть выше вероятность, что он не просто подмахнёт отписку, но суть проблемы дойдёт до лица, принимающего решение).
Коллективное письмо, за которое проголосовало большинство депутатов может получить статус депутатского запроса – его вес и реакция на него обычно ещё серьёзнее.

Депутат (и тем более депутатская группа) могут инициировать совещания с участием профильных департаментов (почему этим не пользуются – вопрос).
У совета депутатов есть право законодательной инициативы (но тут всё совсем плохо – обычно все эти инициативы без должного лоббирования погибают в недрах Мосгордумы).

Мы убеждены, что местное самоуправление, муниципальный уровень достоин бОльших полномочий и над этим вопросом предстоит серьёзно работать.

ДЕНЬГИ

Для того чтобы что-то сделать нужны деньги. В распоряжении муниципальных депутатов ТРИ источника средств, расходование которых депутаты согласовывают: СУРы, СЭРРы, бюджет.
СУРы (средства стимулирования Управ районов):

  • откуда берутся деньги: с платных парковок, добровольно уплаченного гражданами НДФЛ от сдачи квартир и патенты предпринимателей.
  • о какой сумме речь: у нас – примерно 70 млн руб в год (для сравнения – в соседнем, Пресненском районе эта сумма в 10 раз больше!)
  • куда расходуются: на благоустройство, дорожные мероприятия (знаки, лежачие полицейские) и доступную среду для инвалидов.

СЭРРы (средства социально-экономического развития районов):

  • откуда берутся деньги: город присылает сколько считает нужным, с учётом численности населения и подушевого норматива.
  • о какой сумме речь: около 7 млн руб в год.
  • куда расходуются: ремонт квартир, матпомощь, благоустройство, выборочный капремонт, дополнительные мероприятия.

Бюджет муниципального округа:

  • откуда берутся деньги: кусочек (буквально – доли процента) от НДФЛ, доходы от управления муниципальным имуществом, субсидии и гранты, штрафы/пени/неустойки.
  • о какой сумме речь: около 25 млн руб в год.
  • куда расходуются: на “исполнение переданных депутатам полномочий”. Формальных полномочий почти нет – вот и бюджет соответствующий.

ЧТО СДЕЛАНО (не нами):
Возьмём основные деньги – СУРы.

ФИЛЁВСКАЯ ПОЙМА КАТАСТРОФИЧЕСКИ НЕДОФИНАНСИРОВАНА.

Пойма это 25% района, но в 2018-2021 получила не 25%, а всего 10% от СУРов – это несправедливо и это надо исправлять.

ЧТО В РАБОТЕ:
После небольшого скандала пресечена попытка растраты бюджета муниципального округа.
Истратить 8 млн из 25 млн в непростой предвыборный год на развлечения – прогулять, профукать средства, которых и так немного – плохая идея (могли бы технадзор за капремонтом оплатить или ещё что-то полезное сделать).

Впрочем, атака на бюджет со стороны отдельных депутатов продолжается и непонятно чем закончится.


ЧТО В ПЛАНАХ:
Фонды, которыми распоряжаются муниципальные депутаты, необходимо увеличивать.

В первую очередь нужно провести сверку, чтобы понять все ли ранее выделенные средства дошли до получателей и если нет – добиться их доведения, потому что, например, в 2020 году не происходило ничего – все программы были заморожены из-за пандемии – а деньги куда делись? По благоустройству 2021 случилась недопоставка оборудования на детскую площадку у 11 дома – это зафиксированный факт. В 2022 игровое оборудование Kompan очевидно будет заменено на отечественные аналоги – экономия ожидается серьёзная, куда пойдёт разница?

В дальнейшем необходимо работать над увеличением доходной части, участвовать в грантовых программах, привлекать софинансирование, в том числе коммерческое.

А вот к расходованию этих сумм нужно подходить рациональнее.

После утверждения мастер-плана района необходимо будет расставить приоритеты по развитию, определиться с суммами и источниками финансирования.

То, что можно оплатить из городского бюджета по другим программам – необходимо оплачивать городскими деньгами, а не районными (их и так мало).
И уж тем более недопустима ситуация, когда бизнес, работающий в районе, не вкладывается в район, а наоборот – паразитирует на районной инфраструктуре.